Алена Малер (elena_maler) wrote in pravoslav_ru,
Алена Малер
elena_maler
pravoslav_ru

Categories:

"Преступление и наказание: к 150-летию романа" - выступление А.Б.Криницына (30.11.16)

Оригинал взят в сообществе mgu_hram_troicy

30 ноября в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах, в рамках сотрудничества с православными учеными МГУ, состоялось выступление Криницына Александра Борисовича - исследователя творчества Ф.М. Достоевского, кандидата филологических наук, доцента кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ, на тему «Преступление и наказание: к 150-летию романа».



«Преступление и наказание» - первый роман из так называемого «пятикнижия Достоевского», который можно назвать уникальным и в творчестве самого Достоевского, и в истории литературы своего времени, причем как в стилистическом, так и в содержательном смысле. Одной из его стилистических особенностей, на которую в первую очередь обратил внимание А.Б.Криницын, является не встречавшееся до и не применяемое самим Достоевским после особое описание сознания его главного героя: оно описывается не со стороны, а изнутри, причем так подробно и так буквально, что мы вживаемся в него и на протяжении всего действия сопровождаем героя; и именно поэтому текст «Преступления и наказания» с самых первых страниц берет так заживо и не отпускает.

Но самое главное, конечно, это содержание романа, и для его понимания, по словам А.Б. Криницына, необходимо представлять, в какое время и для кого он был написан. Время написания романа пришлось на 60-е годы, когда в обществе начала набирать влияние такая группа, как разночинцы - по мнению Александра Борисовича, едва ли не самое антирелигиозное течение в России: оно было заряжено невиданным пафосом воинственной антирелигиозности, его сторонники превратили материализм в свою новую веру и мыслили себя буквально ее апостолами. Раскольников как  раз и является типичным представителем того самого поколения нигилистов, для которого никаких религиозных вопросов просто не возникает, но который, в отличие от других, идет по пути материалиста до конца и делает последние выводы. Александр Борисович сделал интересное замечание о связи образа Раскольникова с образом Базарова, о которой сам Достоевский упоминал в своих письмах. Нигилист Базаров как раз и говорил,  что он -  мыслящая молекула, существующая секунду песчинка, после которой ничего не останется, но именно в связи с этим он не видел смысла в каких-либо общественных преобразованиях: зачем служение ближнему, зачем делать революцию, если мы живем мгновение? Раскольников начинает свое рассуждение с этой самой точки, на которой остановился базаров, но делает совершенно другой вывод: если Бога и вечной жизни нет – то все позволено. Именно к этому новому поколению студентов-нигилистов и обращается Достоевский со страниц «Преступления и наказания». При этом, поскольку прямо о вере и христианских ценностях с ними сразу говорить невозможно, писатель намеренно строит свою стратегию от противного: что будет, если Бога полностью убрать из жизни? И по Достоевскому, из этой ситуации есть только два выхода: или покончить с собой – и это, с его точки зрения, самый логичный ход для атеиста, или решить, что ты сам и есть «бог» - и это тот самый путь, который и избирает Раскольников.

По словам А.Б.Криницына, роман «Преступление и наказание» - о человеке, решившим преступить. Что преступить? -  Христов закон, причем сознательно и, якобы, по совести, не считая это преступлением и грехом. И, таким образом, он не просто переступает через добро, но стирает границу между добром и злом, пытается сформулировать новую заповедь, основать новую веру, а тем самым встать в какую-то страшную параллель с Христом, на тот самый люциферианский путь. В этом свете, по мнению Александра Борисовича, иначе выглядит и совершенное Раскольниковым убийство старухи-процентщицы. Если сам он пытается объяснять его тем, что все великие люди отменяли старые законы и «преступали» ради великих преобразований, на самом деле, он сделал это для себя, чтобы доказать самому себе, что он - великий, а потому не подчиняется законам. И в этом смысле, совершенное им убийство старухи можно интерпретировать как принесение ее в жертву самому себе, чтобы доказать, что он - «бог».
Все же остальное содержание романа «Преступление и наказание» - это наблюдение за развитием состояния преступившего и его христианский анализ. И здесь, по словам Александра Борисовича, Достоевский совершенно гениально описывает весь процесс завладения греха человеком. Как в начале появляется преступный помысел, как греховная мысль завладевает душой, как она перерождается в страсть и поглощает человека, как духовная болезнь начинает выражаться в физической и т.д. И самое главное, писатель  наглядно показывает, что во зле нельзя соблюсти меру: если человек встал на путь зла – оно разрастается в нем как атомная бомба, человек уже не может удержаться, у него исчезают какие-либо пределы и он полностью оказывается во власти зла.

Отдельное внимание А.Б.Криницын обратил на совершенно противоречивое поведение самого Раскольникова. Он одновременно детально продумывает преступление, грубит и отталкивает от себя своих родных и близких, но тут же выслушивает, сострадает и помогает совершенно незнакомым ему людям. И точно такая же раздвоенность и противоречивость характерна для его самоощущения. С одной стороны, он не перестает быть уверенным в правоте своей теории, и до последней страницы романа не считает, что в чем-то ошибся; но с другой чувствует, что он как будто пропастью отделен от всего человечества, что он больше не может любить даже самых близких, и, главное, он безумно мучается, как будто бы подрезал какие-то невидимые корни своей души, о существовании которых он и не подозревал, но без которых его душа начала буквально гнить заживо.

Но, по словам А.Б.Криницына, замысел Достоевского как раз и заключается в том, чтобы показать, как человек из ситуации полного падения, из ситуации практически гибели души, через свое страдание все-таки находит путь к Богу. Есть две главные заповеди: возлюбить Бога и возлюбить ближнего; и поскольку любовь к Богу для атеиста невозможна – его единственным путем становится любовь к ближнему, которая, в свою очередь, может привести к Богу. И эта любовь приходит к Раскольникову через Соню. Она оказывается единственным человеком, с которым он продолжает общаться и которому открывает свое преступление, но не из какой-то симпатии – до двух последних страниц романа он вообще ее недолюбливает, а потому, что он считает ее такой же преступницей, как он сам. Он прямо говорит ей, что избрал ее и что они пойдут вместе, к власти, но с удивлением видит, что Соня мыслит совершенно иначе: она не стремится к какой-то власти, она не оправдывает своих грехов, а его безумно жалеет и сострадает – и это начинает Раскольникова менять изнутри. А окончательное перерождение, как обратил внимание Александр Борисович, с ним происходит уже не в Петербурге – этом чиновничьем бездуховном городе, через который в Россию проникают тлетворные западные болезни, а в Сибири, которая описывается писателем в каком-то нетронутом подлинном состоянии, где «не прошли еще времена Авраама и стад его»… Ее любовь становится для него ключом ко всему: благодаря ей он и сам перерождается, и начинает любить, и обращается к Евангелию, потому что хочет, чтобы ее вера стала и его верой.  Александр Борисович обратил внимание, что, как указано в эпилоге, Раскольников постоянно держал Евангелие под своей подушкой - и этот эпизод связан с эпизодом из жизни самого писателя, который точно также держал Евангелие, когда был на каторге, ежедневно читал его, делал пометки на полях, и впоследствии все отмеченные им цитаты, так или иначе, вошли в его романы. По словам А.Б.Криницына, в символическом смысле путь Раскольникова – это путь самого Достоевского, который сам пережил каторгу, пострадал и начал новую жизнь; и именно этого пути он обязательно требует от своих героев: очиститься через страдания и встать на истинный духовный путь.

Выступление, посвященное роману «Преступление и наказание», вызвало очень большой интерес и продолжилось длительной дискуссией.

Несколько вопросов были посвящены пониманию Достоевским «русской души», изображенному им «русскому характеру»: действительно ли они соответствуют созданным им образам или все-таки нет?  По словам Александра Борисовича, с одной стороны Достоевский действительно писал о русском характере как о хаотичном, раздробленном, мечущимся между бездной верху и бездной внизу, который  доходит до последних пределов и может либо очень низко пасть, либо стать святым. Но с другой стороны, по его мнению, понимать русского человека напрямую по Достоевскому – превратно. Ведь он изображал не типичных людей в их нормальном состоянии, а специфического человека, да еще и в кризисе, в состоянии духовной катастрофы, которого он подводил к размышлениям о самых предельных вопросах. Это же касается и другого часто возникающего вопроса о том, что, якобы, истинное преображение по Достоевскому возможно только после сильного падения: по мнению А.Б.Криницына, просто Достоевскому казался очень важным и был интересен именно этот сюжет покаяния и спасения падшего человека; но это совсем не значит, что он отрицал возможность других путей преображения. С другой стороны, прозвучало соображение, что если рассматривать описанные Достоевским образы символически, то изображенный им расколотый и мечащийся между двух бездн человек – это любой человек после грехопадения, неизбежно сталкивающийся с неотвратимыми предельными вопросами, перед которыми все оказываются равны. Наконец, А.Б.Криницын обратил внимание на то, что мнение, что Раскольников, Карамазов и другие герои Достоевского – это и есть типичные русские люди, очень хорошо прижилось именно на Западе, где на протяжении всего XX века в центре внимания находилось состояние кризиса; а вот предложенные Достоевским пути выхода из кризиса Запад уже не интересовали…

Во время выступления А.Б.Криницына о «Преступлении и наказании», по благословению настоятеля храма, впервые был организован видеомост с духовно-просветительским центром храма иконы Божией Матери Умиление города Луганска, слушатели которого вместе со всеми участвовали в дискуссии.

Репортаж на странице Лектория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments